среда, 4 января 2017 г.

История новогодних игрушек

   Все мы любим украшать ёлку игрушками, развешивать гирлянды, на макушку ставим звезду. Это наверное потому, что мы уже не представляем праздника без нарядной лесной красавицы. Это традиция, которую нам передали родители, бабушки и дедушки. А вы задумывались о том, когда , в какой стране начали украшать ёлки и какие были первые игрушки, которые вешались на ёлку? Я как-то раньше не задавалась этим вопросом... а тут стало интересно :)
 Оказывается наряженные ёлки как атрибут Рождества появляются в первой половине семнадцатого  века в Германии и Прибалтике. Первые игрушки были очень просты и следовали христианской символике: вешались яблоки, как символ познания добра и зла. Укреплялись и зажигались свечи, как символ ангельской чистоты. По мере того, как традиция укоренилась и ёлка стала праздничным украшением для детей, ёлку стали украшать искусственными игрушками, сладостями и орехами.
   А вот первые стеклянные шарики появились в Саксонии в шестнадцатом век, даже раньше чем появилась сама традиция украшать ёлку. Другая легенда говорит, что появление стеклянных игрушек связано с неурожаем яблок в Германии  в 1848 году. Тогда стеклодувы из местечка Лауша и Тюрингии наделали взамен яблокам стеклянных "яблок"  и с успехом их все распродали. Это и положила начало регулярному производству ёлочных игрушек к празднику. Затем их уже начали изготовлять в Саксонии. Думаю, что правдоподобность легенды имеет место быть. Остаётся фактом, что с середины XIX века стеклодувное производство в Лауше остаётся одним из старейших производств стеклянных ёлочных украшений. В 1867 году там был открыт большой газовый завод, ремесленники которого, пользуясь легко регулируемыми газовыми горелками с высокотемпературным пламенем, выдували уже большие тонкостенные шары. В Лауше также открыт Музей художественного стекла, где часть коллекции представляют ёлочные украшения.
   А вот первой электрической гирлянде (свечи были пожароопасны)  мы должны быть обязаны американскому телеграфисту Ральфу Моррису. Он первый догадался развесить сигнальные электрические лампочки, используемые в телефоне, на ёлке.
  Очень интересно,  не правда ли? Украшать ёлку любят все, но особенно дети! Я сама помню, как мы с сестрой ждали нового года, ёлку, мандаринов. Это было время волшебства, ожидания праздничных хлопот. Как мы с сестрой любили наряжать ёлку, как спорили куда какую игрушку повесить и кто это сделает... у каждого в семье были свои любимые игрушки. Помню папа приносил ёлку домой, сразу не наряжали... ждали пока она немного согреется, оттает. Потом папа устанавливал ёлку, вешал гирлянду огоньков, а потом уже мы с сестрой "хозяйничали"!!!Это было особое таинство! Мы не только украшали, вешая на ёлку украшения, загадывали свои заветные желания, ждали их исполнения и подарков, а также мечтали... что же нам принесет новый год :)))
   Сейчас мы уже давно выросли, но это все волшебное сохранилось в наших сердцах. Теперь уже мы сами с нашими детишками  наряжаем ёлку. Они любят и ждут праздников также как и мы когда-то...
   А я насмотрелась у мастериц рукодельниц на новогодние игрушки, сделанные своими руками и так захотелось тоже самой сотворить что-нибудь интересное! 
   В этом году я участвовала в совместном проекте от Яны Горкальцевой. Она предлагала вышить новогодние шары по ее схемам. Я вспомнила, как два года назад вышила и собрала свои другие игрушки и решила, что хочу новые игрушки на ёлку.  Проект начался в апреле, каждый месяц Яна присылала участникам схемки шаров. Я активно догоняла всех в участников в ноябре. Сейчас я уже отшила все схемки и собрала их в новогодние шарики :)


   Вот такая стопочка получилась из 12 игрушек. Материалов осталось еще на 4 игрушки. Думаю подкупить у Яны несколько схемок :) Вообщем, продолжение следует...
  

10 комментариев:

  1. Отличные игрушки! Да, помнится и мне такое новогоднее настроение,,,, бенгальские огни, мандарины, хлопушки с маленькими фигурками внутри,,, красивые ёлочные шары,,,, уф, как было классно!

    ОтветитьУдалить
  2. Лена, спасибо! Хлопушки, ёлочные шары... сейчас уже не те...
    Мы в этом году жгли бенгальские огни на новый год. Вспомнила детство, за одно и дети наши увидели бенгальские огни. Младшая боялась по началу, а потом глядя на других детей освоилась :)

    ОтветитьУдалить
  3. О! Шары от Яны! Маруся, молодец, что не только вышила 12 шаров, но и оформила.
    Я кроме Дед Мороза в течение года не показывала свои вышивки, но они у меня есть. Я остановилась на мишках. А моя мама вышила и Щелкунчика. На днях планирую купить у Яны машинку, пингвина, бабушку. Вчера заглянула к Яне в Магазин, а у неё уже опять там пополнение. Во даёт! Но она и писала, что этот проект с шарами, как рекламный. Вовлекла народ. Хороший, правильный ход.
    Думаю, что я в течение этой зимы покажу у себя Янины шары, мои и мамины. Я не ручаюсь, что я их оформлю, но у мамы они полностью готовы.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да! Мне тоже очень понравилось вышивать эти шары! Каждый шарик по своему хорош... Но у меня самый любимые с медвежатами и с машиной и елкой. Мы точно также везли свою лесную красавицу :))) Этот шарик о нас!!!:) Я тоже планирую вышить еще несколько. Материалов осталось на 4 шарика. Пингвин, миссис Клаус (о ней старшая дочка интересовалась в этом году) котика для младшей и оленя скорее всего... А у тебя какой шарик самый любимый? Какими ниточками вышивала?
      Буду ждать твою тему о шарах от Яны ;)

      Удалить
  4. Интересный у тебя получился пост про ёлочные игрушки. Я так впечатлилась, что решила найти официальный сайт завода германского Лауше. Так захотелось посмотреть какие игрушки они делают. И нашла, посмотрела:
    https://www.krebsglaslauscha.de
    Ой, красиво, конечно. Недешёвое это удовольствие - ёлочные игрушки, скажем прямо - дорогое, если игрушки по-настоящему красивые. Я не говорю про ширпотреб, я про качественные и очень красивые игрушки.
    В этом году кризис продолжает сказываться. В наших магазинах я не увидела того большого, а бывало и роскошного выбора стеклянных игрушек. Даже глаз ни на что не лёг, чтобы прямо ах!
    Помню, как меня сразили наповал стеклянные игрушки, которые я увидела в декабре 2015г. в московском Детском мире. Это были игрушки "Фабрики стеклянных ёлочных украшений Ариель" (г.Нижний Новгород). Вот их сайт: http://www.f-ariel.ru/products

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я очень люблю новогодние праздники, каникулы и захотелось узнать откуда же пошла традиция украшать ёлочку. Было интересно и познавательно. Я еще посмотрела какие фабрики в России производят елочные игрушки. Согласна с тобой, что нынче украшения не те, они какие-то все одинаковые... А вот у мамы остались игрушки, которыми мы с сестрой украшали ёлку. Думаю лежат в той же коробке в старой вате... Так захотелось их достать, посмотреть, потрогать... В наше время красивые качественные стеклянные игрушки стоят совсем недешево... В наших магазинах цены сильно накручены на новогодние украшения, учитывая, что они они все склеены,причем не очень аккуратно... поэтому я хочу, чтобы нашу ёлку мои девчонки украшали рукодельными игрушками. Они своего рода уникальные, сделаны с любовью :))) и надеюсь, что будут хранить наши праздничные воспоминания...

      Удалить
  5. У нас в семье с детства тоже была традиция ставить и украшать ёлку, вернее живую сосну. До сих пор всё это продолжается. Родители ставят свою сосну, мы свою, моя сестра свою. )))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. В каждой семье свои традиции, своя история и это очень здорово и трогательно!

      Удалить
  6. Очень интересная статья и красивые игрушки!

    ОтветитьУдалить